Разработка и производство аналитического оборудования
ru | en

Внедрение технологий обеспечения биологической и химической безопасности на транспорте

Пандемия коронавируса стала мощным стимулом для борцов с инфекцией во всем мире. О том, что в нашей стране создали одну из первых вакцин (теперь их уже три!) знают, наверно, все. Каких еще успехов на поприще биологической и химической безопасности добились отечественные специалисты, нашему корреспонденту рассказал Алексей ШАБЛЯ, технический директор Группы компаний «Южполиметалл-Холдинг».

В прошедшем году на рынке появилось оборудование, которое позволяет выявлять и идентифицировать в воздухе опасные химические вещества, биологические агенты и продукты их жизнедеятельности. Как происходит, на сегодняшний день, внедрение такого оборудования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах?

Прежде всего, нужно сказать, что законодательство уже достаточно давно предписывает оснащать транспортные объекты подобным оборудованием. Например, правила поведения досмотра, установленные приказом Минтранса и датированные еще 2015-м годом, уже причисляют к предметам и веществам, запрещенным к перемещению в зону транспортной безопасности, химические и биологические агенты. И Законом о транспортной безопасности задача выявления и распознавания подобных запрещенных предметов и веществ с применением технических средств досмотра, возложена на субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ).

Стоит также отметить, что Указ Президента РФ от 11.03.2019 года №97 года ставит задачу выявления опасных химических и биологических агентов при обеспечении безопасности на транспорте, включая общественный транспорт, вокзалы и аэропорты, остановочные пункты, станции метрополитена, и даже переходы. Выходит, что задачи, которые можно решить с помощью нашего оборудования, весьма актуальны. Многие СТИ признают необходимость оснащения своих объектов специальным оборудованием и уже начинают двигаться в этом направлении.

Есть ли проблемы с внедрением нового оборудования на предприятиях транспорта?

Конечно, без проблем не обходится. Техника новая, необычная и незнакомая специалистам по безопасности. Сказывается и непонимание принципов ее работы. Поэтому, мы тратим достаточно много усилий на популяризацию продукции, которую выпускаем, участвуем во всевозможных мероприятиях, в том числе и в круглых столах, которые организует «Индустрия безопасности». Наша задача - показать, что, несмотря на кажущуюся сложность выявления опасных химических и биологических агентов, предлагаемое оборудование с ней успешно справляется. Техника, которую выпускает группа компании ЮПХ, доведена до состояния, когда все, что нужно непосредственному пользователю, это просто найти кнопку включения и, может быть, периодически заряжать аккумулятор. Все остальное оборудование делает абсолютно автоматически.

Какие вопросы по эксплуатации оборудования возникают у пользователей, и как эти вопросы решаются?

Вопросы возникают разные. Начнем с того, что многие предприятия, которые должны эксплуатировать технические средства досмотра, вынуждены работать в достаточно сложных условиях. Наша техника эксплуатируется даже в условиях Крайнего Севера. И нам приходится уделять большое внимание ее работоспособности в суровом климате. Естественно, мы эти проблемы решаем, стараемся делать технику пригодной для работы на Севере. Но нет смысла предлагать всем специальные решения, и, тем самым, повышать стоимость, а зачастую также вес и габаритные размеры изделия, когда они нужны только ограниченной части заказчиков. Поэтому для суровых климатических условий мы выпускаем специальные версии нашего оборудования.

Иногда у наших заказчиков возникают особые задачи, связанные с интеграцией техники в систему оповещения или систему сбора и обработки информации, которая на предприятии уже внедрена. Эти проблемы мы тоже решаем, индивидуально подходя к пожеланиям каждого нашего клиента.

Как проходит внедрение оборудования? Можете поделиться положительным опытом?

Начнем с того, что одно из наших флагманских изделий — «ХимЭксперт-Т» — уже достаточно широко используется на транспортных объектах для задач дополнительного досмотра, распознавания взрывчатых веществ, опасных химических и биологических агентов. Нашими клиентами уже стали десятки аэропортов, ряд метрополитенов и другие предприятия транспортной отрасли. В 2020-м году линейка нашей продукции пополнилась новой техникой, и мы потратили много усилий для более полного удовлетворения требований именно транспортной отрасли в решении задач химической и биологической безопасности. В частности, мы провели большой пилотный проект по применению газоанализаторов «Сегмент» для выявления опасных химических агентов в вентиляционных шахтах метрополитена. Около полугода наши датчики, в непрерывном режиме, осуществляли мониторинг химической обстановки на одной из станций и прилегающей к ней шахте. Датчики показали свою работоспособность в самых различных условиях: при разбросе температур более 40 градусов не было ни одного случая отказа оборудования! Все тесты датчики, естественно, тоже успешно прошли.

Тестирование датчиков Сегмент в Московском Метрополитене

Кроме того, интересный опыт эксплуатации мы получили в аэропорту «Шереметьево». Использовалось изделие «Сегмент Гамма», которое производит мониторинг на наличие опасных химических и биологических агентов в режиме «24 на 7» в любом помещении с массовым пребыванием людей. От «Шереметьево» получен благоприятный отзыв, и наша техника включена в план закупок аэропорта на ближайшую перспективу.

Опытная эксплуатация Сегмент-Гамма в аэропорту Шереметьево

Стоит также сказать, что, в условиях пандемии COVID-19 мы серьезно продвинулись в вопросе создания оборудования, которое позволяет устанавливать наличие очагов заражения инфекцией на борту воздушного судна. Мы все прекрасно знаем, что авиационное сообщение это важная артерия передвижения людей и... опасных вирусных инфекций. Мы разработали и успешно апробировали — совместно с компанией «Аэрофлот» — технологию, позволяющую, без индивидуального тестирования каждого пассажира, определить наличие или отсутствие на борту воздушного судна очага распространения коронавирусной инфекции. А в перспективе — и других инфекций вирусной или бактериальной природы. Думаю, что последующее внедрение этой технологии серьезно «усложнит жизнь» патогенным биологическим агентам.

О результатах этих работ мы докладывали на очередном совещании Группы по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ICAO) в октябре 2020 года. Могу с гордостью сказать, что зарубежные коллеги с огромным вниманием и даже нескрываемой завистью отнеслись к нашим достижениям в области борьбы биологическими угрозами. Те технологии, которые мы уже реализовали в серийной продукции для массового рынка, даже у ведущих мировых производителей в лучшем случае находятся на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

«Транспортная безопасность и технологии», №1, февраль 2021 г.

← Назад в раздел