Разработка и производство аналитического оборудования
ru | en

Новая реальность транспортной безопасности

В 2020 году для всего мира понятие биологической безопасности стремительно переместилось со страниц узкоспециальных документов в повседневную реальность миллиардов людей. Новые вызовы требуют новых решений.


Принятое в последние годы законодательство в области антитеррористической защищённости, уравнивающее угрозы «классического», знакомого миру терроризма, с угрозами, связанными с применением биологического оружия, казалось многим в этой части избыточным, а потому зачастую не слишком обязательным к исполнению. Сегодня мы очень хорошо можем оценить последствия появления одного-единственного инфицированного человека в людном месте. Последствия для этого людного места. Последствия для города. Для страны. Для планеты.

Нет, мы не собираемся здесь спекулировать конспирологическими теориями о рукотворном происхождении вируса SARS-CoV-2 (возбудителя инфекции COVID-19). Мы говорим всего лишь про меры защиты от биологических угроз. Меры, которые сейчас ускоренными темпами принимаются по всему миру. Меры, которые не зависят от того, исходит угроза из биоинженерной лаборатории или из съеденного кем-то экзотического животного.

В феврале 2020 года, когда нигде в мире, кроме Китая, угроза COVID-19 практически никем не воспринималась сколько-нибудь серьёзно, в Москве прошли два отраслевых мероприятия, в рамках которых Группа компаний «ЮПХ» совместно с Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России продемонстрировали комплексное решение по химической и биологической безопасности для мест массового пребывания людей.

Презентация комплекса химической и биологической безопасности на NAIS-2020

Компоненты комплекса позволяют как выявить в окружающем воздухе токсичные и отравляющие вещества, биологические токсины и болезнетворные микроорганизмы, так и не допустить проникновение в зону транспортной безопасности предметов и веществ, содержащих опасные химические и биологические агенты.

Исходя из существующих моделей угроз, разработанное оборудование подразделяется на две группы:

Первая группа — «Досмотр». Оборудование, предназначенное для выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на охраняемые объекты опасных химических веществ и биологических агентов. Эти приборы могут быть использованы при досмотре, дополнительном досмотре и повторном досмотре:

Рамановский спектрометр «ХимЭксперт-Т» — для выявления и распознавания взрывчатых веществ, опасных химических и биологических агентов в подозрительных предметах (емкостях, сосудах, пробирках, пакетах и т.д.) при досмотре.

Идентификатор биологических агентов «БиоЭксперт» — для индикации возбудителей инфекционных заболеваний в чрезвычайно низких концентрациях по пробе, взятой с поверхностей различных предметов или непосредственно у пассажира.

Вторая группа — «Мониторинг». Оборудование, предназначенное для выявления факта появления и распространения на объекте опасных химических веществ и патогенных биологических агентов. Эти приборы могут осуществлять мониторинг воздуха в местах массового скопления людей на транспортных объектах:

Автоматический газосигнализатор «Сегмент» — для непрерывного экспресс-анализа воздуха с целью выявления и распознавания токсичных и отравляющих веществ.

Автоматический обнаружитель биоаэрозолей «Сегмент-БИО» — для непрерывного экспресс анализа воздуха с целью выявления биологических угроз.

Автоматическая биологическая лаборатория «Детектор БИО» — для выявления и распознавания в воздухе широкого спектра (до 86) опасных биологических агентов.

Все эти технические средства успешно выдержали многочисленные испытания, включая испытания для целей утверждения типа средств измерения и профильные испытания в специализированных учреждениях Министерства обороны (33, 35 и 48 ЦНИИ МО РФ). На основании результатов этих работ представляется оптимальным следующий порядок их применения для целей обеспечения транспортной безопасности:

«ХимЭксперт-Т» — высокоэффективное средство дополнительного и повторного досмотра. Он должен являться продолжением детального досмотра на рентгенотелевизионной технике, так как по возможностям распознавания он неизмеримо превосходит традиционно используемую газоаналитическую аппаратуру. Применение желательно на всех пунктах досмотра.

«Индикатор-БИО» разработан при участии специалистов-медиков РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Благодаря исключительной простоте и скорости проведения анализа, он может полноценно использоваться для выявления патогенных биологических агентов не только при медицинских анализах проб, взятых у пассажиров, но и при обследовании поверхностей различных предметов при досмотре. Этот прибор может использоваться при досмотре выборочно, в период эпидемий, для индивидуального контроля предполагаемых переносчиков инфекции, на основании данных визуального осмотра или показаний тепловизионной аппаратуры.

«Сегмент» и «Сегмент-БИО» целесообразно применять на всех защищаемых объектах в местах массового скопления людей. Они не требуют обслуживающего персонала и предназначены для мониторинга окружающего воздуха в режиме реального времени и передачи сигналов о появлении в воздухе химической или биологической угрозы в назначенное место (диспетчерский пункт, ситуационный центр).

Наконец, «Детектор-БИО» может использоваться на крупных объектах для распознавания опасных биологических агентов, о выявлении которых в воздухе сигнализирует прибор «Сегмент-БИО». Весьма перспективным представляется применение «Детектора-БИО» или его отдельных компонентов в замкнутых помещениях с длительным пребыванием людей. Например, будучи установленным в системе вентиляции самолёта, за время полёта он способен выявить и распознать биологическую угрозу (наличие носителя инфекционного заболевания и вид опасного биологического агента).

Комплекс химической и биологической безопасности

Комплексное применение перечисленных устройств полностью перекрывает сценарии возможных угроз с применением опасных химических веществ и биологических агентов.

Вернёмся к вопросу об адекватности законодательства о транспортной безопасности реалиям современного мира. Парадоксальный факт: буквальное соблюдение требований приказа Минтранса №227 от 23 июля 2015 (подчеркнём, две тысячи пятнадцатого) года, если бы оно было инструментально осуществимо субъектами транспортной инфраструктуры, не допустило бы бесконтрольного проникновения вируса SARS-CoV-2 на территорию Российской Федерации. Как минимум потому что он — наряду с другими возбудителями вирусной пневмонии — входит в список опасных биологических агентов, запрещённых к перемещению в зону транспортной безопасности.

Описанное оборудование может решать подобные задачи при его повсеместном применении. Это кардинально изменит само представление о транспортной безопасности и повлечёт огромные затраты для объектов и неудобства для пассажиров. Но эти затраты и неудобства даже близко не сравнятся с тем ущербом, который понесла и ещё понесёт российская и мировая экономика от вынужденной изоляции.

Транспортная безопасность, как мы её знаем сегодня, родилась в результате серии терактов 11 сентября 2001 года в США. По всей видимости, сейчас пришло время ей родиться вновь.

«Транспортная безопасность и технологии», №1, май 2020 г.

← Назад в раздел